Изменение подходов к подготовке операторов многооперационных машин сыграет решающую роль в повышении эффективности лесозаготовительной отрасли Беларуси

15.08.2015
Изменение подходов к подготовке операторов многооперационных машин сыграет решающую роль в повышении эффективности лесозаготовительной отрасли Беларуси. Такое мнение высказал на одном из республиканских семинаров директор частной лесозаготовительной компании Владимир Шарепо. Все операторы его предприятия прошли обучение в Эстонии. Это дорого, но затраты с лихвой окупаются производительной работой. Лесозаготовительный комплекс (харвестер и форвардер) в месяц заготавливает 5-7 тыс. кубометров ликвидной древесины. О некоторых приемах эффективной работы на лесосеке Владимир Шарепо рассказал корреспонденту "БЛГ".

- Существенно повлиять на конечный результат заготовки могут даже на первый взгляд незначительные мелочи. Поэтому хотелось бы остановиться на тех вещах, которые делают эстонские лесозаготовители и мало кто делает в Беларуси. К примеру, мощности машины не всегда хватает, чтобы очистить хлыст от сучьев за один проход головки, иногда для этого приходится совершать несколько возвратно-поступательных движений. Это особенно актуально при проведении рубок в еловых насаждениях. Когда хлыст наконец полностью обработан, эстонские операторы в обязательном прядке возвращают головку в исходное положение и производят его торцовку. Отрезается диск толщиной 3-5 см. Эта операция обнуляет датчик измерения длины. В таком случае максимально выдерживаются заданные параметры длины сортимента, а значит, и качество готовой продукции. Если этого не сделать, отклонение от заданной длины сортимента могут составить 30-50 см и более.

- До сих пор нет единого мнения на счет того, где лучше проводить сортировку древесины: на лесосеке, верхнем или нижнем складе. Где сортируете лес вы?

- Сортировкой у нас занимается оператор харвестера в процессе заготовки. На экране бортового компьютера у него высвечиваются точные параметры заготавливаемого сортимента. В процессе раскряжевки он раскладывает каждый сортимент в отдельную пачку вдоль волока и продвигается дальше в глубь леса. Форвардер заезжает на волок, собирает и вывозит на склад вначале один вид сортиментов, затем следующий и так далее. Если вся древесина свалена в кучу, затраты времени на сортировку значительно увеличиваются, к тому же оператор форвардера, сидя в кабине, не сможет качественно рассортировать ее на глаз, а данные компьютера харвестера - это уже объективная величина. Сортировка заготавливаемой древесины харвестером для опытного оператора не является какой-то дополнительной нагрузкой, так как он изначально обучен работать именно так, в то же время она позволяет существенно повысить производительность работы форвардера, а значит, и экономическую эффективность использования многооперационной техники в целом.

- Как вы производите обмер древесины, используются ли данные компьютера харвестера?

- Обмер мы производим традиционным способом, как и в лесхозах, в соответствии с нашей нормативной базой. Это трудоемкий процесс, когда счет идет на тысячи кубометров в месяц. Поэтому пробуем оптимизировать процесс. К примеру, те штабеля, которые измеряются обмером, операторы стараются укладывать равномерно комлевой частью в обе стороны, чтобы выровнять верх. Если приемка продукции идет точковкой (прежде всего это пиловочник и фансырье), то они в обязательном порядке укладывают сортименты комлевой частью в одну сторону. Такой штабель очень легко обмерять и отпускать. Хотя мои зарубежные коллеги подшучивают надо мной на этот счет, поскольку в Эстонии учет продукции за них ведет компьютер харвестера и эти данные используются при дальнейшем движении древесины.

- А данные ваших харвестеров сильно расходятся с учетом линейкой?

- Разница обычно не выходит за пределы 2-3 процентов. Совершенствование системы учета может дать ощутимую экономию трудовых ресурсов и времени. При этом упрощение - не значит снижение точности или контроля. К примеру, наши операторы форвардера ведут дополнительный учет трелюемой древесины тележками. То есть они знают кубатуру полной тележки и могут достаточно точно определить количество древесины при неполной загрузке. Это позволяет контролировать данные компьютера харвестера, к тому же нужно им для учета собственной выработки. У нас сдельные условия оплаты труда: больше вывез - больше получил.

К примеру, в Эстонии никто древесину вручную не обмеряет и не маркирует. Оператор, закончив работу на делянке, отправляет информацию по электронной почте о имеющемся на складе объеме сырья с раскладкой по породам и сортиментам и GPS-координаты склада. В каждом лесохозяйственном предприятии есть специалист по логистике. Он выставляет указанный объем на биржу. Покупатель получает координаты промсклада и отправляет туда сортиментовоз. Водитель находит склад по навигатору, ему не нужен ни мастер, ни лесник для сопровождения. Опять же - не нужно держать в штате много людей. Никаких бумажных накладных не выписывается. У водителя есть планшет, и он в электронную накладную записывает, сколько везет древесины. Объем он определяет по высоте стоек. В Эстонии все деревообрабатывающие предприятия частные и они оборудованы электронной системой приемки сырья. Человеческий фактор исключен. Если расхождение объема до 4 %, груз принимается по данным приемки. Если больше, тогда проводится разбирательство: может, сбилась система учета на головке харвестера или необходимо регулировать механизм системы приемки. Это к вопросу о том, почему мои западные коллеги надо мной подшучивают.

- Ваши операторы обслуживают и ремонтируют машины самостоятельно?

- За все время, а я здесь работаю 2 года, только один раз приезжал главный инженер с завода-изготовителя из Финляндии, потому что операторы сами не смогли устранить заводской дефект, который был выявлен в процессе эксплуатации харвестера. Все остальные поломки, а они случаются почти каждый день, устраняем самостоятельно. Мы исходим из того, что оператор - это человек, который больше всего заинтересован в безупречной работе машины. От этого напрямую зависит его заработок. Если случается серьезная поломка в харвестере, оператор форвардера останавливает свою работу и помогает восстановить машину. Он понимает, если не будет заготовки, не будет и трелевки. А терять в зарплате никто не хочет.

- Какие технические условия созданы для проведения ремонтов в лесу?

- У нас есть склад запчастей на 20 тыс. евро и основные расходные материалы. Никакой службы механика у нас нет. Все неисправности и поломки устраняются силами операторов. Они прекрасно знают матчасть техники, на которой работают, если возникают трудности в процессе ремонта, получают консультации прямо с завода по телефону. У операторов есть два автомобиля, которые мы арендуем. Это служебные автомобили, на которых они ездят на работу и с работы. К ним прикрепляется прицеп, на котором они доставляют в лес топливо.

- Как организован труд операторов?

- В настоящее время у нас работает 3 оператора. Раньше их было шесть, это оптимально для лесозаготовительного комплекса из двух машин. Четверо работают, двое дома. Через десять дней двое приезжают, двое уезжают. Но в наших реалиях мы не смогли сохранить операторов. Это связано с несвоевременностью расчетов заказчиков, следовательно, задержкой выплаты зарплаты. Для высококвалифицированных специалистов это неприемлемо.

- Сколько часов длится смена?

- Одиннадцать часов операторы работают и час обслуживают машину. С двух до трех часов дня и в это же время ночью у них пересменка. Час после смены идет обслуживание машины. Оно включает осмотр машины, устранение люфтов, смазку узлов. Если требуется использование сварки, у нас для этого есть бензиновый генератор. После обслуживания заправляется полный бак топлива и техника передается другому оператору. Новый оператор после отдыха сразу приступает к работе.

- Где ночуют операторы?

- Сегодня практически в каждом лесхозе есть охотничий домик. Мы стараемся жить в них. Это взаимовыгодно, мы живем небесплатно, все по действующему прейскуранту. И нам это хорошо, поскольку в доме охотника комфортнее, чем в любой гостинице. Там есть горячая вода, холодильник, кухня. К тому же расчеты производятся взаимозачетом, что не требует отвлечения оборотных средств. Если рядом нет охоткомплекса, мы живем в гостинице.

- Ваши операторы многооперационных машин проходили обучение за рубежом. Это обязательное условие эффективной работы?

- К примеру, в Эстонии колледж готовит оператора форвардера два года, оператора харвестера - 3 года. Там очень большое внимание уделяется материальной части. Они еще параллельно получают среднее специальное лесное образование. Фактически это мастер леса, который сидит за рычагами компьютеризированной машины. Все ведущие мировые лесные державы выбрали путь механизации лесозаготовительного процесса. И у нас другого пути нет. Машины сегодня самые совершенные и эффективные, но пока мы туда не посадим грамотного оператора, результата не будет. Я видел, как работают в Эстонии, там никто не делает отводов, никто не делает никакого клеймения (такая же система и в Финляндии, эстонцы во многом учились у финнов). При проведении рубок ухода оператор садится в кабину, ему обозначают выдел, процент выборки, и он сам решает, какое дерево взять, а какое оставить. Я к тому, что нам нужно создавать свою школу операторов лесозаготовительных машин. Может быть, пойти по эстонскому пути, то есть не создавать новое учебное заведение, а организовать подготовку на базе уже существующего. Это может быть Полоцкий лесной колледж или Борисовский либо Могилевский. Если мы получим грамотного оператора, то нам не нужно будет держать такой штат людей - механиков, мастеров, водителей. Это тот путь, по которому нам нужно идти, иначе мы просто не сможем конкурировать.

Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь


под редакцией wood.ru


Оцените материал:
Ближайшие события