Поморские суда поплывут через века
26.09.2022
В Архангельске, на территории Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова (САФУ) откроется новый арт-объект с поморским карбасом. Как сообщает газета «Правда Севера», главным элементом объекта «Оверкиль» станет карбас «Юбиляр» из села Койда.
Длина карбаса, построенного классическим способом в 2010 году (для перевозки сена и дров), составляет девять метров, а ширина — три метра. Долгое время «Юбиляр» лежал бесхозным на берегу в Койде. Товарищество поморского судостроения поставило перед собой задачу спасти карбас.
Карбас — самый старый из ныне существующих типов поморских судов. Впервые сшивные карбаса упоминаются в 1591 г. в «Таможенной грамоте» Соловецкого монастыря, то есть почти 500 лет назад. Известны карбаса промысловые, разъездные, почтовые, грузовые, таможенные, лоцманские и т. д. Карбас универсальная лодка-труженик: легкая и мореходная. Обладая хорошей всхожестью на волну и достаточной устойчивостью, карбас практически не принимает внутрь брызг. Типичный карбас имеет острую корму, прямую линию киля, вертикальный форштевень, незначительно наклоненный в корму ахтерштевень. Обшивка делается кромка на кромку на мощных, редко поставленных шпангоутах — кокорах. Для строительства используется легкая древесина ели.
Арт-объект павильон «Оверкиль» создан с целью сохранения и нового использовании старых поморских лодок в городской среде Архангельска. Павильон представляет собой объёмно-пространственную конструкцию с карбасом в положении «оверкиль» (килем вверх). При таком хранении исключается попадание дождя и снега внутрь карбаса — так часто хранят лодки зимой на Севере. Также перевернутый карбас служит крышей павильона и является наглядным пособием для изучения народного судостроения. Снизу хорошо просматривается конструкция судна: кокорные киль и штевни («кокора» — часть ствола и корня из которых изготавливают гнутые элементы судна), шпангоуты (опруги), видно, как из мощных досок (набоев) устроена обшивка.
Идея постройки павильона из старого карбаса имеет исторические корни. Например, в старину отслужившие свой морской век суда часто использовали для изготовления временных жилищ. Возможно, превращение старых деревянных судов в арт-объекты и объекты городской инфраструктуры позволит сохранять эти памятники судостроения для будущих поколений жителей Архангельска.
Павильон «Оверкиль» построен работниками и волонтерами верфи Товарищества поморского судостроения совместно со студентами с Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова при поддержке Губернаторского центра Архангельской области. Архитектор проекта — Александр Антонов.
Фото верфи Товарищества Поморского судостроения
Газета «Правда Севера»
Оцените материал:
Ближайшие события
Свежий номер
В этом номере
Перестройка в темпе санкций
Лесная промышленность до сих пор находится в кризисе. Однако если бы власти вовремя не ока...
Вопросы к рынку
В России продолжает расти спрос на лесозаготовителей и деревообработчиков. По приблизитель...
ИЖС под давлением
По данным Росстата, в октябре 2023 года в России существенно снизился месячный ввод в сект...
Скачать
свежий номер
свежий номер