Поморские суда поплывут через века

26.09.2022

В Архангельске, на территории Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова (САФУ) откроется новый арт-объект с поморским карбасом. Как сообщает газета «Правда Севера», главным элементом объекта «Оверкиль» станет карбас «Юбиляр» из села Койда.

13.jpg
Длина карбаса, построенного классическим способом в 2010 году (для перевозки сена и дров), составляет девять метров, а ширина — три метра. Долгое время «Юбиляр» лежал бесхозным на берегу в Койде. Товарищество поморского судостроения поставило перед собой задачу спасти карбас.

Карбас — самый старый из ныне существующих типов поморских судов. Впервые сшивные карбаса упоминаются в 1591 г. в «Таможенной грамоте» Соловецкого монастыря, то есть почти 500 лет назад. Известны карбаса промысловые, разъездные, почтовые, грузовые, таможенные, лоцманские и т. д. Карбас универсальная лодка-труженик: легкая и мореходная. Обладая хорошей всхожестью на волну и достаточной устойчивостью, карбас практически не принимает внутрь брызг. Типичный карбас имеет острую корму, прямую линию киля, вертикальный форштевень, незначительно наклоненный в корму ахтерштевень. Обшивка делается кромка на кромку на мощных, редко поставленных шпангоутах — кокорах. Для строительства используется легкая древесина ели.

Арт-объект павильон «Оверкиль» создан с целью сохранения и нового использовании старых поморских лодок в городской среде Архангельска. Павильон представляет собой объёмно-пространственную конструкцию с карбасом в положении «оверкиль» (килем вверх). При таком хранении исключается попадание дождя и снега внутрь карбаса — так часто хранят лодки зимой на Севере. Также перевернутый карбас служит крышей павильона и является наглядным пособием для изучения народного судостроения. Снизу хорошо просматривается конструкция судна: кокорные киль и штевни («кокора» — часть ствола и корня из которых изготавливают гнутые элементы судна), шпангоуты (опруги), видно, как из мощных досок (набоев) устроена обшивка.

Идея постройки павильона из старого карбаса имеет исторические корни. Например, в старину отслужившие свой морской век суда часто использовали для изготовления временных жилищ. Возможно, превращение старых деревянных судов в арт-объекты и объекты городской инфраструктуры позволит сохранять эти памятники судостроения для будущих поколений жителей Архангельска.
Павильон «Оверкиль» построен работниками и волонтерами верфи Товарищества поморского судостроения совместно со студентами с Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова при поддержке Губернаторского центра Архангельской области. Архитектор проекта — Александр Антонов.

Фото верфи Товарищества Поморского судостроения

Газета «Правда Севера»


Оцените материал:
Ближайшие события

16.05.2024 - 18.05.2024
Хабаровск

18.06.2024 - 19.06.2024
Санкт-Петербург

07.08.2024 - 10.08.2024
Архангельская область,
Устьянский район

09.09.2024 - 12.09.2024
Москва