Заседание Общественного Совета при Рослесхозе

02.06.2016

30 мая 2016 года в Федеральном агентстве лесного хозяйства состоялось заседание Общественного Совета при Рослесхозе. Заседание проходило под председательством директора по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы Евгения Шварца.

В нем приняли участие Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик, представители природоохранных общественных организаций и организаций лесной отрасли.

Основными темами заседания стали совершенствование государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы и гармонизация требований нормативных документов лесного хозяйства и международных стандартов устойчивого управления лесами, открытость информации о состоянии лесов.

С докладами по совершенствованию государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы» выступили начальник Управления долгосрочного планирования и прогнозирования в лесном хозяйстве Рослесхоза Е.А. Раймхен, руководитель Центра стратегического планирования и прогнозирования ФБУ ВНИИЛМ В.А. Корякин, руководитель Лесной программы Всемирного фонда охраны природы по России Н.М. Шматков и эксперт Социально-экологического союза А.Ю. Григорьев.

О вносимых в госпрограмму изменениях сообщила общественному совету начальник Управления долгосрочного планирования и прогнозирования в лесном хозяйстве Рослесхоза Е.А. Раймхен:

«Мы разрабатываем методические рекомендации по внесению изменений в региональные программы, чтобы вся цепочка архитектуры максимально сложилась. В соответствии с методикой разработки государственных программ, утверждённой Министерством экономического развития, задачи государственной программы одновременно являются целями подпрограмм. В целях оптимизации финансовых процессов, повышения эффективности и оперативности перераспределения финансовых средств минуя административные барьеры и процедуры, по рекомендации Минфина России, проект программы представлен в виде укрупненных подпрограмм и основных мероприятий».

Более подробно о предлагаемых изменениях в государственную программу рассказал один из непосредственных разработчиков изменений - руководитель Центра стратегического планирования и прогнозирования ФБУ ВНИИЛМ В.А. Корякин:

«Перед ФБУ ВНИИЛМ была поставлена сложная задача – обобщить огромный объем информации, который содержал рекомендации и замечания Минэкономразвития, Министерства природных ресурсов, Счетной палаты, Росстата, субъектов РФ, Минтруда и других заинтересованных министерств и ведомств общим объемом более 300 страниц. По результатам этой было сокращено количество показателей-индикаторов госпрограммы с 37 до 35, при этом исключены 11 показателей и введены новые показатели. Также скорректированы значения 16 показателей – в основном это выполнено по предложениям субъектов РФ и в связи с изменением объемов финансирования в рамках госпрограммы. Сокращение показателей было выполнено таким образом, чтобы не нарушить информативность системы показателей госпрограммы и максимально учесть рекомендации Росстата и Счетной палаты».

О необходимости доработки госпрограммы с учётом глобальных изменений климата подробно рассказал эксперт Социально-экологического союза А.Ю. Григорьев:

«Глобальные изменения климата уже оказывают и будут оказывать существенное воздействие на лесной комплекс России. В мире уже идет работа по адаптации к работе в новых условиях. Яркий пример недоучета этого фактора – резкое снижение объема добычи нефти в Канаде из-за лесных пожаров. Общественный совет, Рослесхоз, и Минприроды должны работать с обсуждением госпрограммы на гораздо более серьезном уровне, чем это делалось до сих пор. При формулировании предложений, в том числе в области обеспечения переданных полномочий, выделения средств на охрану и защиту лесов и т.д., необходимо учитывать финансовые реалии».

О необходимости учитывать глобальные изменения климата говорил в своем выступлении и руководитель Лесной программы Всемирного фонда охраны природы по России Н.М. Шматков:

«Госпрограмма, с моей точки зрения, должна быть нацелена на обеспечение развития точек роста, которые могут поднять лесное хозяйство на новый уровень – там, где надежды на рыночные отношения или другие стимулы не оправдываются. Ну а какие это должны быть точки роста – надо определять не в одном – двух кабинетах, а в рамках работы Общественного совета, научных, неправительственных организаций.

Также в госпрограмме есть такие цифры, за которые взгляд очень цепляется. Когда я читаю, что у нас доля площади ценных лесных насаждений 70,5% у меня возникает вопрос – хочется посмотреть, как определяется ценность этих насаждений.

Пропал, на мой взгляд, важный показатель – мы его критиковали всегда – «Доля лесных пожаров, возникших по вине граждан» – снят из госпрограммы. Вместе с ним, на мой взгляд, ушла вся профилактика, которая, наверное, должна вестись кем-то с гражданами по предупреждению пожаров».

С докладом по гармонизации требований нормативных документов лесного хозяйства и международных стандартов устойчивого управления лесами выступил директор Российского национального офиса Лесного Попечительского Совета - региональный директор по странам СНГ А.В. Птичников:

«…Правоприменение у нас отстает, необходимо совершенствовать правоприменение по вопросам биоразнообразия, в первую очередь на региональном уровне, в т.ч. пользуясь новыми возможностями Рослесхоза по проведению проверок. Важным является сохранение лесов высокой природоохранной ценности, включая малонарушенные территории. Мы видим, что необходимо скорейшее введение категории «Леса наследия» и зон с особым правовым регулированием. Это также связано с тем, что сейчас уже появляются случаи, когда в коммерческий оборот входит не только древесина, но и экосистемные функции лесов, в частности – углерододепонирующие функции. То есть некоторые компании начинают уже выходить на рынок с предложениями продажи квот на сокращение парниковых газов. Необходимо совершенствовать правоприменение в вопросах сохранения биоразнообразия, прежде всего на региональном уровне, в том числе – пользуясь новыми возможностями Рослесхоза по проведению проверок».

С сообщением по вопросу открытости информации, четкому разграничению профессиональной отраслевой информации и информации для широкой общественности выступил руководитель лесного отдела Гринпис России А.Ю. Ярошенко. В частности, он отметил, что на прошлом заседании общественного совета уже обсуждались многие темы, связанные с доступом к информации, и что большая часть запросов о предоставлении информации со стороны Общественного совета не была удовлетворена. Он особо подчеркнул, что потрачено 9 лет работы и примерно 6 млрд рублей на государственную инвентаризацию лесов, а в открытом доступе этих материалов нет. При этом, в Академии наук уже создается рабочая группа по рассмотрению результатов инвентаризации лесов, и им требуются эти материалы.

С предложением об открытом размещении спутниковых данных о состоянии лесов и лесных пожарах выступила председатель Правления ассоциации «Земля из космоса», член правления ГИС-ассоциации О.Н. Гершензон: «Мы теряем огромное преимущество того, что сейчас есть огромная группировка спутников – мы предлагаем просто более эффективно использовать то, на что уже потрачены деньги налогоплательщиков».

Подводя итоги заседания, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик, в частности, сказал: «Основные показатели госпрограммы нуждаются в дальнейшем обсуждении и проработке на уровне рабочей группы специалистов и руководителей Рослесхоза и ВНИИЛМ. По всем вопросам, поднятым в ходе заседания Общественного совета, я согласен – но в разной степени. По всем этим вопросам требуется дальнейшая проработка и обсуждение с профильными специалистами, выработка технических и законодательных решений».

Федеральное агентство лесного хозяйства


Оцените материал:
Ближайшие события

09.09.2024 - 12.09.2024
Москва

18.09.2024 - 20.09.2024
Иркутск

18.09.2024 - 20.09.2024
Екатеринбург

25.09.2024 - 27.09.2024
Красноярск