Разбор полета

28.04.2021

Настоящий профессионал имеет огромный потенциал для того, чтобы анализировать работы коллег по цеху. Такие обзоры всегда вызывают интерес как у публики, так и у профессионального сообщества. Ведь это, по сути, разбор полетов. И именно в результате такой работы всплывают на поверхность все возможные недочеты, которые мешают творению приблизиться к совершенству.

На этой странице вы можете видеть фотографию панно, на котором мастер вырезал летящую птицу на фоне трав, цветков и листьев. На мой взгляд, работа выполнена крайне профессионально, каждый элемент вырезан с особой чувствительностью, уверен, что при прикосновении к изделию мои ощущения стали бы еще более яркими, но даже одно только изображение уже рождает очень приятные эмоции, за что хочется сказать автору спасибо.

Сасыков Шамиль. Татьянка. Xудожественная резьба по дереву. Т. 1. C. 192 (статья «Композиция»)

Однако основатель Центра художественной резьбы по дереву «Татьянка» Шамиль Сасыков не согласился бы с моей обывательской оценкой. В своей статье «Панно с птичкой (композиционный разбор)», опубликованной в книге «Татьянка», Шамиль детально разбирает все недочеты данного панно и доказывает, что автор изделия пока еще не дотягивает до статуса «профессионал» и все еще остается в «любителях».

ЛЕТИТ ИЛИ ЛЕЖИТ?
Первым делом в статье нам прямым текстом дают понять, что идея композиции простая, как и сюжет: птичка летит на фоне растений. Но даже такую несложную мысль в итоге реализовать не получилось  – готовое изделие, оказывается, отражает совсем иной смысл. Это панно – наглядный образец того, что происходит, когда резчик-любитель не только не утруждает себя предварительными раздумьями над композицией, но и пускается в путь без четкого замысла.

В статье поясняется, что под замыслом имеется в виду образ изделия, достаточно сформировавшийся, а не просто эмоциональный порыв: «Хочу птичку». Оттолкнувшись от реплики из известного произведения, Шамиль Сасыков пишет: «Летит или лежит? – вот в чем, собственно, вопрос. И  большой. Почти как у Шекспира знаменитое Гамлетовское «Быть или не быть?..» После чего довольно сухо констатирует: «Образ птички, то ли севшей на ветку, то ли, наоборот, взлетающей  – крылья подняты вверх, в лапах сжимает веточку, – взят с фотографии. Птичка вырезана рельефно».

ПО ФАКТАМ
«Растения и травы неестественные, условно-растительные (в то время как птичка реалистичная!), их рельеф низкий, без поднутрения, все кончики листьев пригнуты, прижаты к земле, как это было бы, если бы доска с травами лежала горизонтально, то есть на доске показан вид сверху (но летящая птица должна находиться в вертикальном положении).

Все детали совмещены формально, буквально механически: просто «положили» птичку в травяной рельеф и заключили всю композицию в рамку. В итоге получился яркий образец надгробия – кусочек травы в рамке и долго лежащая на траве и оттого вдавившаяся в нее дохлая птичка с раскрытым клювиком. Ее тонкие когтистые лапки сжали палку в предсмертных судорогах. Посмотрите, даже трава под весом птички про гнулась. Что на это можно еще сказать? Но переделывать уже не будем, запал израсходован». Этими двумя последними абзацами своей статьи основатель центра художественной резьбы по дереву очень четко выражает и впоследствии обосновывает свои замечания, приводя факты и оценочные суждения.


Считаю, что это очень профессиональный и детальный разбор панно. Уверен, все приведенные в статье аргументы и мысли автора помогут вам, уважаемые читатели, расширить ваше восприятие готовых изделий во время их оценки. А если вы сами занимаетесь резьбой, то не отказывайтесь от полученных знаний, воспринимайте критику, совершенствуйте свою технику – и увидите, как ваши работы станут чуть ближе к идеалу.


Материал написан на основе статьи Шамиля Сасыкова
«Панно с птичкой (композиционный разбор)», опубликованной в книге
«Татьянка» ( www.tatianka.ru).

Взгляд журналиста

Все же повторюсь: как простой обыватель в данном изделии вижу результат реализации, пусть и весьма простого сюжета – летящая птица на фоне растений. Однако не прочитав статьи Шамиля Сасыкова, я никогда не мог бы и подумать, что данную картину можно воспринимать с такого ракурса. Согласен, что на изображенные растения можно смотреть сверху. Данный тезис обосновывается прижатыми к земле кончиками листьев. А почему эти кончики не могут быть выгнуты в эту сторону под воздействием ветра? Ведь ничто не мешает нам вообразить своего рода заросли, которые образовали своеобразную растительную стену, на фоне которой и летит птица.

Роман Овчинников


Оцените материал:
Читайте также в рубрике
15.04.2022
Арт объект
25.03.2022
Арт объект
25.03.2022
Арт объект
12.11.2021
Арт объект
30.07.2021
Арт объект
06.05.2020
Арт объект
02.03.2020
Арт объект
27.11.2019
Арт объект
23.08.2019
Арт объект
23.05.2019
Арт объект