Преодолевая трудности логистики

23.08.2024

Уже на протяжении полутора лет российские лесопромышленники занимаются перестраиванием своей логистики. Из-за санкций отечественные предприятия были вынуждены остановить экспорт в страны Запада. Важнейшим фактором, позитивно воздействующим на ситуацию, являются меры госрегулирования.

Для увеличения объемов экспорта продукции деревообработки необходимо было на федеральном уровне пересмотреть географию распределения транспортных потоков. Принятые государством меры по поддержке экспорта уже к концу зимы этого года обеспечили рост экспортных перевозок в направлении российских морских портов Северо-Запада и Дальнего Востока.

На сегодняшний день в Российской Федерации в роли главного инструмента по поддержке экспорта и логистики выступает Постановление Правительства РФ №1347 от 28 июля 2022 года о предоставлении компенсации, покрывающей до 80% затрат на перевозку высокотехнологичной продукции. В этом году размер субсидии был увеличен с 300 до 500 млн руб. на одну компанию.

ЛУЧШЕ ОБСУДИТЬ

В марте 2023 года тему импортозамещения и новые промышленные приоритеты обсудили участники Красноярского экономического форума на расширенном заседании экспертно-консультативного совета по лесному комплексу при Комитете Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Эксперты говорили об особенностях перевозки леса и лесоматериалов железнодорожным транспортом, перераспределении логистических потоков на новые рынки сбыта и господдержке для лесопромышленников.

Заместитель министра лесного хозяйства Красноярского края Александр Коробкин в рамках своего выступления отметил, что в условиях новой экономики в 2022 году лесопромышленникам региона пришлось перестраивать свои производства, ориентируясь на новые вызовы. Замминистра пояснил, что вопросы транспортировки лесопродукции вышли на первый план, так как увеличилась стоимость логистических маршрутов. Тем не менее вместо западных стран представители бизнеса сумели найти новые рынки сбыта в Китае, Южной Корее, Таджикистане, Азербайджане, Узбекистане и других дружественных странах.

ВОСТОЧНЫЙ ТРЕНД

Безусловно, поворот на восток произошел не только в Красноярском крае. Летом 2023 года «Лесозавод «Судома» (пгт. Дедовичи, Псковская область), входящий в состав лесопромышленного комплекса SHELON, полностью перенаправил зарубежные поставки своих пиломатериалов в азиатские и ближневосточные страны. Теперь в эти регионы отгружается весь объем продукции, который ранее «Судома» реализовывала на европейских рынках. Осенью 2022 года «Судома» увеличила производственные мощности по выпуску термомодифицированных пиломатериалов до 1 тыс. м3 в месяц. На данный момент это крупнейший объем производстватакой продукции на территории Российской Федерации.

Летом 2023 года по поручению Президента России Владимира Путина федеральным правительством было принято Постановление о приоритете перевозок по железным дорогам лесопромышленных грузов, следующих в составе контейнерных поездов в экспортном сообщении и заявляемых транспортными компаниями. Отметим, что к приоритетным отнесены только грузы, соответствующие позициям продукции деревообработки.

11 июля в своем ежедневном обращении глава Республики Коми Владимир Уйба рассказал о мерах поддержки бизнеса в регионе и об одном из инструментов поддержки – логистическом центре. Центр был создан 11 марта 2022 года для решения в оперативном порядке затруднений в логистике. В результате работы специалистов центра всем крупным лесным предприятиям Республики Коми в 2023 году были одобрены заявки на перевозку продукции в страны Азии.

Повышение уровня приоритета перевозки продукции ЛПК позволило предприятиям заранее планировать объемы производства и обеспечить ритмичность лесопромышленной деятельности. Таким образом бизнес сохраняет рабочие места, своевременно получает прибыль за определенный объем реализованной продукции и, соответственно, имеет достаточный ресурс для выплаты заработной платы.

Увеличению объемов производства в деревообработке на Северо-Западе нашей страны, где сфера ЛПК сильнее всего пострадала от западных санкций, поспособствовали рост внутреннего спроса и налаживание экспорта. Этот тезис раскрывается в новом выпуске доклада «Региональная экономика: комментарии ГУ». Согласно опросу Банка России, деревообрабатывающие предприятия макрорегиона в ближайшей перспективе ожидают роста спроса на свою продукцию.

Лесопромышленный комплекс страны по-прежнему остается главным получателем транспортной субсидии

По сообщению одного из торговых предприятий, продажи корпусной мебели в 2023 году значительно превысили прошлогодний уровень. Авторы доклада констатируют, что по состоянию дел на сентябрь 2023 года можно говорить о возобновлении деятельности предприятий, ранее принадлежавших иностранным собственникам и находившихся в простое. Так, в Ленинградской области на бывшей фабрике европейского производителя изготовлены первые образцы мебели под собственным брендом предприятия.

Кроме того, по информации участников рынка, стоимость доставки пиломатериалов из регионов Северо-Запада в восточном направлении в августе текущего года снизилась в 6 раз по сравнению с пиковыми значениями конца 2022 – начала 2023 года. Одной из основных причин такого изменения тарифов является рост конкуренции среди железнодорожных контейнерных операторов за перевозку экспортных грузов в Азию. Также снизилась стоимость перевозок морским транспортом на данном направлении. Это позволило расширить экспорт на восток. Вместе с тем текущие объемы экспорта лесной продукции в Азию все еще меньше поставок, ранее направлявшихся в страны Европы. Летом Правительство РФ объявило о новой мере господдержки, которая позволяет частично компенсировать затраты на транспортировку лесной продукции через морские порты Северо-Запада.

В Сибири объемы деревообработки пока отстают от уровня 2022 года, что опять же связано с логистическими проблемами. В начале июня 2023 года Правительство Российской Федерации разрешило вывозить пиломатериалы автотранспортом через автомобильные пункты пропуска на юге Западной Сибири. Учитывая этот факт, а также вышеупомянутое установление приоритета для лесных грузов, сибирским лесопереработчикам удалось начать выводить из простоя свои производственные мощности и возобновлять исполнение ранее приостановленных контрактов.

Санкционные ограничения, введенные в беспрецедентном объеме в отношении экономики РФ в начале прошлого года, существенным образом повлияли на географию экспорта продукции отечественного ЛПК. Благодаря федеральным и региональным мерам поддержки сегодня предприятия увеличивают объемы поставок по действующим контрактам и осваивают новые рынки сбыта. При этом возможности экспорта остаются ограниченными, компаниям приходится учитывать пропускные способности железных дорог, мощности портов и пограничных переходов. Более подробную информацию вы сможете узнать из доклада «Региональная экономика: комментарии ГУ», опубликованного на сайте Банка России.

 

Роман Овчинников

При подготовке материала использовалась информация, размещенная на официальном телеграм-канале министерства лесного хозяйства Красноярского края


Оцените материал:
Читайте также в рубрике
16.05.2024
Консультант
18.04.2024
Консультант
27.03.2024
Консультант
30.10.2023
Консультант
10.10.2023
Консультант
21.09.2023
Консультант
23.08.2023
Консультант
09.06.2023
Консультант