Русский стиль профобразования
Так уж повелось, что мы чаще изучаем зарубежный опыт, порой игнорируя то, что было сделано нашими предками. Наш обзор – попытка вспомнить, что российская система профессионального образования имеет достаточно богатую историю. А знать ее необходимо для того, чтобы понять настоящее и попытаться заглянуть в будущее.
ВРЕМЯ САМОУЧЕК
Деревообработкой люди занимались с древнейших времен, потому как древесина была и остается одним из самых подходящих материалов для строительства, изготовления мебели, посуды и предметов быта. У талантливого мастера появлялись ученики, которые зачастую превосходили своего учителя, так развивались все ремесла. В нашей стране была распространена артельная система, бригады мастеров – столяров и плотников – брали к себе на обучение подмастерьев. А еще было и такое – целые села и деревни становились своеобразными артелями, специализируясь на том или другом виде продукции: где-то делали бочки, а где-то – ложки. Но каких бы профессиональных высот ни достигали жители таких селений или артелей, трудно назвать их принципы обучения будущей смены настоящей системой профессиональной подготовки.
ПЕТРОВСКИЕ ПРИНЦИПЫ
– Каждый народ, чтобы не обеднеть, должен сам производить все ему нужное, не обращаясь к помощи чужого народа.
– Каждый народ, чтобы богатеть, должен вывозить возможно более плодов своего труда за границу и ввозить как можно меньше чужих товаров.
ЦАРЬ-ПЛОТНИК
Создателем первой российской государственной профессиональной школы стал Петр Великий, который сам поработал плотником на верфях Ост-Индской компании. Уж он-то понимал, что развитие страны невозможно без системы подготовки специалистов.
В 1701 году по его указу была создана первая в России ремесленная школа. С этого времени профессиональное образование в нашей стране начало развиваться при поддержке государства. Дело Петра Великого продолжила Екатерина II, которая всячески поощряла науки и образование. Развитию профобразования способствовала ее верная сподвижница Екатерина Дашкова, которая, к удивлению иностранцев, сама владела многими профессиями, в том числе плотницким делом.
В то время не существовало системы профобразования в современном понимании, но этот период создал все предпосылки для ее создания.
«РУССКАЯ СИСТЕМА»
Настоящую революцию в системе профобразования произвела идея русского инженера, преподавателя Московского технического училища Дмитрия Константиновича Советкина. Именно он разделил весь процесс обучения труду на операции и приемы. Он предложил обучать не изготовлению готовых изделий, а выполнению определенных операций и приемов, из которых складывается работа. Это значительно ускорило процесс обучения мастерству и дало возможность одному мастеру руководить большим количеством учеников. Идеи российского педагога произвели сенсацию, за границей ее назвали «Русская система», и она получила признание на Всемирной выставке 1876 года в США.
ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЕ
После революции 1917 года советское правительство продолжило развитие системы профессионального образования. Были организованы профессиональные школы нового типа – школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Они служили не только для обучения молодежи рабочим специальностям, но и для подготовки будущих инженеров, технологов, ученых. Лучшие выпускники ФЗУ направлялись затем для обучения в техникумы и вузы. За годы существования СССР система профобразования неоднократно менялась, были ошибки и провалы, но в целом шло ее планомерное развитие. Вместе с тем надо отметить, что в годы так называемого застоя престиж рабочих профессий упал настолько, что поступлением в профтехучилища (ПТУ) пугали самых отстающих школьников. А после развала Советского Союза в российской системе профобразования и вовсе наступил настолько провальный период, что его последствия нам приходится ощущать до сих пор.
Тем не менее в последние годы руководство нашей страны наконец-то начало уделять внимание восстановлению и развитию системы профобразования – как начального, так и среднего, и высшего. И сегодня можно уверенно говорить о том, что Рос-сия возвращается к исполнению заветов Петра Великого и наша промышленность – в том числе ЛПК – начинает получать высококвалифицированные кадры, способные создавать конкурентоспособную продукцию.
НЕ ОДИН, А СРАЗУ ДВА!
Знаете ли вы, что студенты Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ) при желании могут получить сразу два диплома? Причем один из них – французский!
Рассказывает Олег Чернышев, к. т. н., доцент, заведующий кафедрой «механической обработки древесины и производственной безопасности Химико-технологического института УГЛТУ.
– Наша кафедра проводит подготовку обучающихся по направлению бакалавриата 35.03.02 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» по следующим профилям:
-
«Дизайн и технология изделий из древесины»;
-
«Технология промышленного деревянного домостроения»;
-
«Технология деревообработки».
По направлению магистратуры 35.04.02 «Технология лесозаготовительных и дерево-перерабатывающих производств» профиль – «Технология деревообработки».
Аспирантура по образовательной программе высшего образования 35.06.04 «Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве», профиль – «Древесиноведение, технология и оборудование деревопереработки» (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Наши программы обучения ориентированы на подготовку широкопрофильного специалиста в области деревообрабатывающей и мебельной промышленности, связанной с конструированием различных изделий из древесины. Также формируются базовые знания и навыки по организации, работе и управлению деревоперерабатывающими и мебельными предприятиями.
«Дизайн и технология изделий из древесины» – это подготовка универсальных специалистов в области конструирования мебели, дизайна интерьера, художественной обработки древесины, а также по организации, проектированию предприятий, перерабатывающих древесину.
Отличительная черта обучения на профиле «Технология промышленного деревянного домостроения» – это подготовка к проектированию деревянных домов, в том числе с применением клееного бруса.
Во время учебы в магистратуре для обучающихся предусмотрена подготовка по программе двойных дипломов (за два года можно получить нашу степень магистра и пройти обучение в городе Нант, Франция, при условии хорошего знания французского языка).
На рынке труда востребованы выпускники УГЛТУ всех вышеперечисленных профилей подготовки. Наше время диктует постоянно возрастающий спрос на грамотных специалистов в области деревообработки и мебельного производства. Выпускники кафедры востребованы и успешно работают на различных предприятиях, в фирмах, мебельных салонах России. Мы гордимся специалистами, которые сейчас участвуют в управлении фанерных и лесопильных заводов, работают инженерами по производству окон, дверей, деревянных коттеджей, менеджерами дилерских центров мебельной фурнитуры, специалистами по проектированию мебели и изделий из древесины.
СТАЖИРОВКА? ЭТО КРУТО!
Осенью этого года состоялся круглый стол «Кадровое обеспечение лесного комплекса: проблемы и пути решения», в котором участвовали более 80 экспертов со всей страны, в том числе руководитель службы по организационному развитию и персоналу петербургского комбината «Свеза» Анастасия Пожарская. Круглый стол прошел в Торгово-промышленной палате РФ. Мероприятие было организовано по инициативе председателя Экспертно-консультативного совета по лесному комплексу при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяны Гигель. В заседании приняли участие сенаторы, представители Торгово-промышленной палаты РФ и Рослесхоза. Благодаря видеоконференц- связи за круглым столом также удалось собрать экспертов из субъектов РФ, профессионального и научного сообществ.
Система профобразования нуждается в модернизации с учетом новых технологий ЛПК
Представителем «Свезы» были даны конкретные рекомендации для улучшения системы подготовки кадров в отечественном ЛПК. В частности, эксперт предлагает внедрить в образовательный процесс инструменты цифровизации и виртуальной реальности. Кроме того, Анастасия Пожарская обратила внимание на недостаток практических занятий у студентов. Эту проблему, по ее словам, могли бы решить специальные учебно-опытные площадки на базе ведущих лесопромышленных производств. Особенно важно сделать это не только для студентов, но и для преподавателей.
Анастасия Пожарская отметила, что ежегодно в «Свезе» проходят производственную практику десятки старшекурсников и выпускников:
– В этом году 26 молодых людей прошли стажировку на комбинатах «Свезы». Ребята со студенческой скамьи попадают в условия реального производства. Для них это совсем другая жизнь, которая кардинально отличается от студенческих аудиторий. Часть из них остается работать в компании или приходит после защиты диплома. В следующем году мы рассматриваем возможность привлечения на производственные площадки и преподавателей.
Эксперт подчеркивает, что работодателям, в свою очередь, необходимо вести глубинную аналитическую работу с точки зрения разработки подробного описания целевого кандидата. Такой портрет должен включать основные социокультурные характеристики, связанные с уровнем образования, местом проживания, образом жизни, увлечениями и т. п. Этот набор характеристик поможет работодателям эффективнее составлять ценностное предложение для кандидата (EVP) –предложить комфортные условия не только с рабочей, но и с бытовой стороны (социальная инфраструктура, режим труда и отдыха, релокационный пакет и т. п.).
Евгений Карпов
Главные новости лета
Журнал «ЛЕС и ДЕРЕВООБРАБОТКА» всегда в курсе самых важных событий, происходящих в мире ле...
Статистика против мифов
Существует заблуждение, что в России процветает незаконная вырубка лесов, а масса недоброс...
Лесная газета
Произведения советского писателя Виталия Валентиновича Бианки раскрывают мир природы. Его ...
свежий номер