Русский стиль профобразования

31.03.2021

Так уж повелось, что мы чаще изучаем зарубежный опыт, порой игнорируя то, что было сделано нашими предками. Наш обзор – попытка вспомнить, что российская система профессионального образования имеет достаточно богатую историю. А знать ее необходимо для того, чтобы понять настоящее и попытаться заглянуть в будущее.

ВРЕМЯ САМОУЧЕК
Деревообработкой люди занимались с древнейших времен, потому как древесина была и остается одним из самых подходящих материалов для строительства, изготовления мебели, посуды и предметов быта. У талантливого мастера появлялись ученики, которые зачастую превосходили своего учителя, так развивались все ремесла. В нашей стране была распространена артельная система, бригады мастеров  – столяров и плотников  – брали к себе на обучение подмастерьев. А  еще было и такое – целые села и деревни становились своеобразными артелями, специализируясь на том или другом виде продукции: где-то делали бочки, а где-то  – ложки. Но каких бы профессиональных высот ни достигали жители таких селений или артелей, трудно назвать их принципы обучения будущей смены настоящей системой профессиональной подготовки.


ПЕТРОВСКИЕ ПРИНЦИПЫ

– Каждый народ, чтобы не обеднеть, должен сам производить все ему нужное, не обращаясь к помощи чужого народа.

– Каждый народ, чтобы богатеть, должен вывозить возможно более плодов своего труда за границу и ввозить как можно меньше чужих товаров.


ЦАРЬ-ПЛОТНИК
Создателем первой российской государственной профессиональной школы стал Петр Великий, который сам поработал плотником на верфях Ост-Индской компании. Уж он-то понимал, что развитие страны невозможно без системы подготовки специалистов.

В 1701 году по его указу была создана первая в России ремесленная школа. С  этого времени профессиональное образование в нашей стране начало развиваться при поддержке государства. Дело Петра Великого продолжила Екатерина II, которая всячески поощряла науки и образование. Развитию профобразования способствовала ее верная сподвижница Екатерина Дашкова, которая, к удивлению иностранцев, сама владела многими профессиями, в том числе плотницким делом.

В то время не существовало системы профобразования в современном понимании, но этот период создал все предпосылки для ее создания.
И  она появилась во второй половине ХIХ  века. Центром стал Санкт-Петербург как наиболее промышленно развитый город империи. Здесь начали открывать различного типа профессиональные и технические школы для всех категорий рабочего населения.

«РУССКАЯ СИСТЕМА»
Настоящую революцию в системе профобразования произвела идея русского инженера, преподавателя Московского технического училища Дмитрия Константиновича Советкина. Именно он разделил весь процесс обучения труду на операции и приемы. Он предложил обучать не изготовлению готовых изделий, а выполнению определенных операций и приемов, из которых складывается работа. Это значительно ускорило процесс обучения мастерству и дало возможность одному мастеру руководить большим количеством учеников. Идеи российского педагога произвели сенсацию, за границей ее назвали «Русская система», и она получила признание на Всемирной выставке 1876 года в США.

ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЕ
После революции 1917 года советское правительство продолжило развитие системы профессионального образования. Были организованы профессиональные школы нового типа – школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Они служили не только для обучения молодежи рабочим специальностям, но и для подготовки будущих инженеров, технологов, ученых. Лучшие выпускники ФЗУ направлялись затем для обучения в техникумы и вузы. За годы существования СССР система профобразования неоднократно менялась, были ошибки и провалы, но в целом шло ее планомерное развитие. Вместе с тем надо отметить, что в годы так называемого застоя престиж рабочих профессий упал настолько, что поступлением в профтехучилища (ПТУ) пугали самых отстающих школьников. А  после развала Советского Союза в российской системе профобразования и вовсе наступил настолько провальный период, что его последствия нам приходится ощущать до сих пор.

Тем не менее в последние годы руководство нашей страны наконец-то начало уделять внимание восстановлению и развитию системы профобразования  – как начального, так и среднего, и высшего. И  сегодня можно уверенно говорить о том, что Рос-сия возвращается к исполнению заветов Петра Великого и наша промышленность – в том числе ЛПК  – начинает получать высококвалифицированные кадры, способные создавать конкурентоспособную продукцию.

НЕ ОДИН, А СРАЗУ ДВА!
Знаете ли вы, что студенты Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ) при желании могут получить сразу два диплома? Причем один из них – французский!

Рассказывает Олег Чернышев, к.  т.  н., доцент, заведующий кафедрой «механической обработки древесины и производственной безопасности Химико-технологического института УГЛТУ.

– Наша кафедра проводит подготовку обучающихся по направлению бакалавриата 35.03.02 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» по следующим профилям:

  • «Дизайн и технология изделий из древесины»;

  • «Технология промышленного деревянного домостроения»;

  • «Технология деревообработки».

По направлению магистратуры 35.04.02 «Технология лесозаготовительных и дерево-перерабатывающих производств» профиль  – «Технология деревообработки».

Аспирантура по образовательной программе высшего образования 35.06.04 «Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве», профиль  – «Древесиноведение, технология и оборудование деревопереработки» (уровень подготовки кадров высшей квалификации).

Наши программы обучения ориентированы на подготовку широкопрофильного специалиста в области деревообрабатывающей и мебельной промышленности, связанной с конструированием различных изделий из древесины. Также формируются базовые знания и навыки по организации, работе и управлению деревоперерабатывающими и мебельными предприятиями.

«Дизайн и технология изделий из древесины» – это подготовка универсальных специалистов в области конструирования мебели, дизайна интерьера, художественной обработки древесины, а также по организации, проектированию предприятий, перерабатывающих древесину.

Отличительная черта обучения на профиле «Технология промышленного деревянного домостроения» – это подготовка к проектированию деревянных домов, в том числе с применением клееного бруса.

Во время учебы в магистратуре для обучающихся предусмотрена подготовка по программе двойных дипломов (за два года можно получить нашу степень магистра и пройти обучение в городе Нант, Франция, при условии хорошего знания французского языка).

На рынке труда востребованы выпускники УГЛТУ всех вышеперечисленных профилей подготовки. Наше время диктует постоянно возрастающий спрос на грамотных специалистов в области деревообработки и мебельного производства. Выпускники кафедры востребованы и успешно работают на различных предприятиях, в фирмах, мебельных салонах России. Мы гордимся специалистами, которые сейчас участвуют в управлении фанерных и лесопильных заводов, работают инженерами по производству окон, дверей, деревянных коттеджей, менеджерами дилерских центров мебельной фурнитуры, специалистами по проектированию мебели и изделий из древесины.

СТАЖИРОВКА? ЭТО КРУТО!
Осенью этого года состоялся круглый стол «Кадровое обеспечение лесного комплекса: проблемы и пути решения», в котором участвовали более 80 экспертов со всей страны, в том числе руководитель службы по организационному развитию и персоналу петербургского комбината «Свеза» Анастасия Пожарская. Круглый стол прошел в Торгово-промышленной палате РФ. Мероприятие было организовано по инициативе председателя Экспертно-консультативного совета по лесному комплексу при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяны Гигель. В заседании приняли участие сенаторы, представители Торгово-промышленной палаты РФ и Рослесхоза. Благодаря видеоконференц- связи за круглым столом также удалось собрать экспертов из субъектов РФ, профессионального и научного сообществ.

На комбинатах компании «Свеза» ежегодно проходят стажировку десятки студентов профильных вузов.jpg

Система профобразования нуждается в модернизации с учетом новых технологий ЛПК

Представителем «Свезы» были даны конкретные рекомендации для улучшения системы подготовки кадров в отечественном ЛПК. В частности, эксперт предлагает внедрить в образовательный процесс инструменты цифровизации и виртуальной реальности. Кроме того, Анастасия Пожарская обратила внимание на недостаток практических занятий у студентов. Эту проблему, по ее словам, могли бы решить специальные учебно-опытные площадки на базе ведущих лесопромышленных производств. Особенно важно сделать это не только для студентов, но и для преподавателей.

Производственная практика помогает будущему специалисту понять, какие знания ему нужно получить в первую очередь.jpg

Анастасия Пожарская отметила, что ежегодно в «Свезе» проходят производственную практику десятки старшекурсников и выпускников:

– В этом году 26  молодых людей прошли стажировку на комбинатах «Свезы». Ребята со студенческой скамьи попадают в условия реального производства. Для них это совсем другая жизнь, которая кардинально отличается от студенческих аудиторий. Часть из них остается работать в компании или приходит после защиты диплома. В следующем году мы рассматриваем возможность привлечения на производственные площадки и преподавателей.

Эксперты считают, что начинать выявлять способности школьников к той или иной профессии следует в возрасте 9–13 лет.jpg

Эксперт подчеркивает, что работодателям, в свою очередь, необходимо вести глубинную аналитическую работу с точки зрения разработки подробного описания целевого кандидата. Такой портрет должен включать основные социокультурные характеристики, связанные с уровнем образования, местом проживания, образом жизни, увлечениями и т.  п. Этот набор характеристик поможет работодателям эффективнее составлять ценностное предложение для кандидата (EVP) –предложить комфортные условия не только с рабочей, но и с бытовой стороны (социальная инфраструктура, режим труда и отдыха, релокационный пакет и т. п.).

Евгений Карпов


Оцените материал:
Читайте также в рубрике
25.03.2022
Стань профессионалом
12.11.2021
Стань профессионалом
30.07.2021
Стань профессионалом
28.01.2021
Стань профессионалом
24.09.2020
Стань профессионалом
30.06.2020
Стань профессионалом
26.11.2019
Стань профессионалом
11.06.2019
Стань профессионалом
11.06.2019
Стань профессионалом
30.11.2018
Стань профессионалом