Метаморфозы березы

12.10.2021

Кто из профессионалов ЛПК не знает технологию производства фанеры, хотя бы в теории? Но одно дело – учебник, а совсем другое – увидеть весь этот процесс собственными глазами, вдохнуть необыкновенно родной аромат распаренной березы и увидеть, как чураки, теряя «карандаши» и «лоскуты», превращаются в фанеру – гениальное изобретение человека!

Благодаря редкой в российском бизнесе открытости для СМИ компании «Свеза» нам удалось пройти весь путь, который совершает березовый фанкряж, а затем – полученный из него шпон, по производственным участкам петербургского комбината.

Напомню, что в группу «Свеза» входят комбинаты в Вологодской, Свердловской, Тюменской, Костромской областях и в Пермском крае
Но именно здесь, на одном из старейших комбинатах группы (в декабре этого года ему исполняется 111 лет!), сырье превращается не просто в фанеру, а в чудо-материалы XXI века.

МАЛ, ДА УДАЛ!
Скажем сразу, петербургский комбинат «Свеза»  – не самый крупный в компании. Максимальный объем выпуска продукции  – до 130  тыс.  м3 в год. Некоторые другие предприятия компании выпускают значительно больше, ведь суммарный потенциал «Свезы»  – 1,4 млн. м3! Но именно здесь, в Северной столице, удельная доля кастомизированных (то есть изготовленных для нужд конкретных клиентов) продуктов самая большая. Проще говоря, здесь выпускают высокотехнологическую продукцию под заказы конкретных потребителей. Разумеется, она имеет значительно бóльшую добавленную стоимость, чем стандартные листы фанеры. Понятно, что выдержать все требования, которые предъявляются к такой продукции, можно только на современном оборудовании, тщательно контролируя каждый этап метаморфоз обыкновенной березовой фанеры в продукцию, не имеющую пока аналогов в России. И мы увидели собственными глазами, что питерцы справляются с этой сложной задачей на пять с плюсом. Но обо всем – по порядку.

ТАКОЙ НА ВСЮ СТРАНУ ОДИН
Рассказ о собственно фанерном производстве мы отложили на следующие выпуски журнала. Ведь то, что делают с березовыми чураками на фанерном комбинате в Санкт-Петербурге, интересно и познавательно, но не настолько, как те процессы, которые ждут готовую фанеру на самых новых участках «Свезы».

Начнем с самого интересного продукта питерского комбината «Свезы»  – газовой фанеры. Слышали? А вот мы даже увидели, как березу превращают в материал, способный выдержать экстремально низкие, или криогенные, температуры и высокое давление  – необходимые условия для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ).

Скажем сразу, петербургский комбинат «Свеза» – не самый крупный в компании.jpg

Эта фанера предназначена для производства изоляционных панелей, используемых в строительстве объектов для перевозки и хранения сжиженного природного газа. «Свеза» является единственным в России и одним из четырех в мире производителей, который сертифицирован по пяти стандартам GTT (инжиниринговая компания  – эксперт в области систем герметизации с применением низкотемпературных мембран, используемых для транспортировки и хранения СПГ). Компания регулярно проходит аудиты как GTT, так и верфей и производителей СПГ-панелей, имеет действующие контракты со всеми игроками этого рынка и сертификаты крупнейших классификационных сообществ. Во всем мире  – лишь несколько производителей фанеры, способных отвечать требованиям, которые предъявляют перевозчики сжиженного природного газа. А  вот петербургский комбинат «Свезы» смог взять эту высоту. Фанеру для СПГ-танкеров и хранилищ здесь начали производить c 2016  года, и за прошедшее время продукция «Свезы» заняла достойное место на этом крайне сложном рынке. Питерский комбинат прошел комплексный аудит, в ходе которого особое внимание было уделено производству фанеры. В  итоге «Свеза» стала единственной компанией в России, сертифицированной по пяти системам транспортировки и хранения сжиженного природного газа. Если по результатам 2020 года «Свеза» заняла 15 % мирового рынка газовой фанеры, то в перспективе коллектив намерен добиться показателя в 30 %. Потенциал для этого у питерцев есть.

сли по результатам 2020 года «Свеза» заняла 15 % мирового рынка газовой фанеры, то в перспективе коллектив намерен добиться показателя в 30 %.jpg

ДЕРЕВЯННЫЙ АВТОПРОМ
Еще одним видом специальной продукции петербургского комбината является фанера не обычного формата 1525 х 3355 мм (5 х 10 футов), востребованная предприятиями транспортной и строительной отраслей. Если со строителями все понятно – они используют этот формат в опалубке, значительно экономя время и средства, – то с автомобилестроителями все не так очевидно. Знаете ли вы, что использование фанеры в производстве трейлеров позволяет значительно повысить популярность таких фур у перевозчиков? Прочная «транспортная» фанера помогает значительно увеличить объем и вес полезного груза. Особая привлекательность фанеры от «Свезы» заключается в том, что заказчик получает готовый набор, который не требует дополнительной обработки. Дело в том, что на комбинате работает два «умных» CNC-станка для форматной резки фанеры. С помощью этих станков производится настолько точная обработка фанерных листов под размеры заказчика, что тому остается их просто собрать. Важно и то, что «транспортная» фанера проходит специальную обработку (в том числе ламинируется специальными пленками, сделанными из бумаги, пропитанной фенольными смолами, с использованием особых сеток, которые придают противоскользящий эффект), в результате значительно повышается ее износостойкость. Так что ей не страшны даже колеса погрузчика, загружающего фуру.

КАК ДЕРЕВО, ТОЛЬКО ЛУЧШЕ
Еще один инновационный продукт петербургского комбината  – фанера с UV-покрытием. Вход в новый корпус, где расположена линия UV-покрытия фанеры, украшен памятной доской (разумеется, из фанеры!) с именами тех, благодаря кому летом 2019  года состоялся ее запуск.

Еще один инновационный продукт петербургского комбината – фанера с UV-покрытием.jpg

В чем особенность продукции этой высокотехнологичной линии? Потребитель получает фанеру, на которую нанесено несколько слоев – грунт, лаковое покрытие, – каждый из которых «сушится» под воздействием ультрафиолетовых лучей. Сохраняя всю привлекательность естественной березовой структуры, эта UV-фанера отличается высокой прочностью к механическим повреждениям. Не удивительно, что эта продукция «Свезы» пользуется огромной популярностью среди производителей мебели  – сейчас в тренде экостиль, которому полностью соответствует UV-фанера. Линия, на которой производят чудо-фанеру, стоила немалых денег, но вложения обязательно окупятся, потому что спрос на ее продукцию постоянно растет – как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

УПАКОВАНО С ЛЮБОВЬЮ
Продукция «Свезы» поставляется не только по всей России, но и в десятки стран мира. Заботу о сохранности каждого отправления взяла на себя новейшая линия упаковки в стретч-пленку. Автомат буквально «пеленает» груз, как заботливая мама – младенца, многослойная упаковка надежно защищает продукцию от грязи и влаги. Кстати, экоактивисты могут быть спокойны – в упаковочной линии «Свезы» применяется пластик, который может быть переработан.

Продукция «Свезы» поставляется не только по всей России, но и в десятки стран мира.jpg

С экологией здесь вообще все в порядке – в прошлом году, например, в Петербурге начато производство топливных брикетов из сухого березового сырья, образующегося при шлифовке фанеры. Отходов теперь нет, а потребители получили прекрасное биотопливо – 1 кг брикетов заменяет 3 кг дров. Такие же установки будут запущены на других комбинатах «Свезы», это обычная практика компании, когда удачное новшество питерского предприятия затем внедряется на всех остальных. Но об этом мы расскажем в следующем номере.

Андрей Березин
Фото Натальи Пархоменко


Оцените материал:
Читайте также в рубрике
16.05.2022
Технологии и оборудование
11.05.2022
Технологии и оборудование
15.04.2022
Технологии и оборудование
15.04.2022
Технологии и оборудование
16.02.2022
Технологии и оборудование
14.01.2022
Технологии и оборудование
21.12.2021
Технологии и оборудование
21.12.2021
Технологии и оборудование
21.12.2021
Технологии и оборудование
12.10.2021
Технологии и оборудование