Свободные художники

12.11.2021

Богата талантами земля российская, но чаще всего они покидают родные места, чтобы покорять Москву или Северную столицу. Бывают, к счастью, исключения – в Воронеже живут и работают сразу два удивительных резчика, деревянные скульптуры которых радуют земляков – и не только.

Например, один из них, Александр Ивченко, стал чемпионом России по парковой скульптуре и попал в призеры неофициального первенства мира в Англии, обогнав участников из 35 стран. У Виктора Доровского особый стиль и свое понимание красоты древесины. И тем интереснее их ответы на одинаковые вопросы, которые я задал им в ходе заочных интервью.

Работы Виктора Доровского.jpg

ЗНАКОМСТВО
Для начала  – история моего знакомства с этими мастерами. Имя Виктора Доровского прогремело на всю Россию благодаря публикациям в год 75-летия Великой Победы о деревянном монументе «Ангел-хранитель на поле боя», в котором скульптором был увековечен образ военврача Марии Плутахиной, погибшей во время Великой Отечественной войны под Воронежем. Затем Александр Ивченко, о котором я, конечно, уже слышал и до этого, привлек мое внимание своей актуальной работой, направленной против COVID-19, захватившего планету. О  каждой из этих работ наш журнал сообщил в наших соцсетях, но мне захотелось узнать о воронежских талантах больше – и познакомить с ними наших читателей!


Виктор Доровской
резчик по дереву

– Работа у меня интересная, много чего удалось уже сделать. Замыслов еще больше, и я надеюсь, что мне удастся сделать наш мир немного лучше и добрее.


Отвечает Виктор Доровской

– Ваш путь в творчество  – с чего все начиналось, почему выбрали дерево? Техника – какие инструменты используете?

– Я с детства увлекался рисованием, но после того, как по совету мастера-краснодеревца занялся резьбой по дереву, иного занятия уже не искал. Меня просто опьяняет запах опилок, дерева, и я до сих пор наслаждаюсь каждой минутой, которую провожу в работе с древесиной. Раньше работал топориками, стамесками, а сейчас в основном использую бензопилы.

– Как рождаются образы будущих произведений?

– Обычно я работаю на заказ, так что общую идею будущего произведения излагает заказчик, а я начинаю делать эскизы. Фантазия у меня бурная, на отсутствие вдохновения не жалуюсь. И самое главное – в каждой своей работе я выражаю какие-то эмоции, мысли и чувства. Для меня каждая моя работа – как маленькая книжка, прочитав которую, зритель поймет, что я хотел сказать, станет умнее и добрее.

– Можно ли заработать этим видом творчества достаточно денег?

– Да, но это дает гораздо больше, чем просто деньги. Я своим ученикам говорю: вы получаете не только специальность, но еще и свободу. Во всех смыслах этого слова. И я выполняю заказы далеко не для всех  – мне со своим заказчиком обязательно надо встретиться, пообщаться, посмотреть ему в глаза. Я ведь отдаю ему не просто выполненный заказ  – в свои работы я вкладываю часть своей души, бессонные ночи, мысли. И кому попало это я отдавать не буду, какие бы деньги он мне ни обещал.

Вот поэтому я считаю себя и своих учеников свободными – как любого настоящего художника

– Обычно скульпторы используют более долговечный материал. Вам не обидно, что Вашим произведениям не попасть в вечность?

– Я в основном работаю с дубом, а это очень долговечный материал, если за ним правильно ухаживать. У нас в Воронежской области, как я считаю, растут лучшие дубы в мире, причем я работаю с сушняком. Например, дубу, из которого я делаю статую Архангела Михаила, было 350  лет, он еще Петра Первого видел, который строил у нас тут первый российский флот.

– О чем Вы мечтаете, какой проект хотелось бы осуществить?

– Проектов очень много, из ближайшего – создать на территории рядом с храмом скульптурную композицию «Архангел Михаил и Небесное воинство». А самая заветная мечта – сделать для Воронежа Музей резного творчества, есть даже место для этого, нужны лишь инвесторы, чтобы начать работу. Мне кажется, это стало бы настоящим местом притяжения для всех, особенно для детей, где можно было бы не просто отдохнуть всей семьей, насладиться красотой, но и научиться самим работать с деревом.


Александр Ивченко
резчик по дереву

– Русские скульпторы почти всегда выигрывают на всех чемпионатах, потому что мы, в отличие от западных мастеров, не просто демонстрируем технику работы, а пытаемся оживить дерево.


Самое главное – за внешним эффектом его скульптур таится глубокий философский смысл, дающий зрителю пищу для размышлений….jpg

Отвечает Александр Ивченко

– Ваш путь в творчество – с чего все начиналось, почему выбрали дерево? Техника  – ка-кие инструменты используете?

– В свое время, закончив художественную школу, в качестве хобби занимался резьбой по дереву. Но после того, как несколько лет назад жена подарила мне бензопилу, занялся толь-ко творчеством  – этот инструмент помогает очень быстро воплощать все мои замыслы, дарить людям положительные эмоции и заставлять их задуматься…

– Как рождаются образы будущих произведений?

– С этим проблем нет, у меня они рождаются круглосуточно, но жизнь одна, а руки всего две, так что образов гораздо больше, чем можно успеть их воплотить. Не знаю, как писали Ильф и Петров, но что-то похожее происходит у меня с моим напарником по фестивалям Александром Алферовым. Мы продумываем и воплощаем свои идеи так быстро, что нас называют «АэроСани».

– Можно ли заработать этим видом творчества достаточно денег?

– Да, особенно за границей: в Англии я за полчаса зарабатывал по 200 фунтов. Но вопрос не в деньгах, а в том, чтобы иметь возможность высказаться. И отличие в том, что иностранцы изначально думают, как это дороже продать, а мы пытаемся сделать то, что заставит человека задуматься. Поэтому назвать себя богатым не могу. Как и бедным. На жизнь хватает. Моя философия отношения к деньгам такая: это как погоня за тенью – бежишь за ней, она убегает, отвернулся от нее, пошел к солнцу – она следует за тобой. Не должны деньги быть целью художника, это абсолютно точно.

– Обычно скульпторы используют более долговечный материал. Вам не обидно, что Вашим произведениям не попасть в вечность?

– Современные материалы для обработки древесины позволяют сохранять ее очень долго, чтобы, даже находясь под открытым небом, деревянная скульптура радовала людей много лет. А вообще-то, наш мир перемещается в онлайн, в Интернет, то, что туда попадает, остается навсегда, я могу создать скульптуру, сфотографировать ее и затем даже сжечь, но она останется в виртуальном мире навсегда. Я же, по большому счету, делаю эмоции, а они остаются с человеком на всю его жизнь. Фото моих работ разлетелись по Интернету, так что я считаю, что в вечность я уже попал.

– О чем Вы мечтаете, какой проект хотелось бы осуществить?

– Хочу, чтобы мои дети были здоровыми, а  для себя мечтаю еще лет 20 не ронять пилу, чтобы хватало сил на реализацию всех замыслов. В ближайших планах большие проекты в Карелии, на Ямале, Байкале, в Сибири. Жаль, что дети растут практически без меня, так что мечтаю здесь, в Воронеже, создать свой Парк деревянной скульптуры, где смог бы показывать свои работы людям, организовать там свою школу – не в Интернете, как сейчас, а живьем. У меня уже и название для парка есть «Ладушки» – место, где все складно да ладно.

Подготовил Евгений Карпов,
фото предоставлены героями этой публикации


Художник подает великий пример. Он страстно любит свою профессию: самая высшая награда для него – радость творчества. К сожалению, в наше время многие презирают, ненавидят свою работу. Но мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде.

Франсуа Огюст Рене Роден (1840–1917) – французский скульптор,
признанный одним из создателей современной скульптуры


Оцените материал:
Читайте также в рубрике
08.06.2022
История успеха
27.04.2022
История успеха
21.04.2022
История успеха
14.01.2022
История успеха
30.07.2021
История успеха
31.03.2021
История успеха
22.12.2020
История успеха
26.10.2020
История успеха
16.06.2020
История успеха
12.02.2020
История успеха